Facility для логистических центров
Объекты недвижимости логистической функции требуют особого внимания в плане организации управления, в частности и по Facility Management. Непрофессиональный подход может привести к полной остановке работы предприятия, нарушению графиков приема и поставки товаров – полному сбою в сложных логистических цепочках, что влечет большие убытки компаний-арендаторов складских площадей.
Олег Каленский, управляющий партнер 3e consultants считает, что понятиеFacility Management для логистических центров включает:
• поставку и техническое обслуживание (ТО, ремонт) всех коммуникационных систем и сетей на объекте (вода, канализация, водоотвод, газ, э/энергия, отопление, пожаротушение, освещение);
• вывоз и/или утилизация отходов, уборка льда/снега;
• клининговые услуги (в том числе дезинфекция при хранении соответствующей продукции);
• уборка прилегающей территории и озеленение;
•
Техническое обслуживание
оборудования, агрегатов и устройств (котлов, дизельгенератора, доков, лифтов, мезонинных конструкций, стеллажных систем и пр.);
• техническое обслуживание системы доступа и общественного порядка на объекте (ворот, периметр систем видеонаблюдения, магнитных замков, КП и пр.);
• организация и проведение текущего и капитального ремонта (по поручению собственника объекта);
• при условии соответствующих договоренностей между арендодателем и арендатором представление интересов обоих во взаимоотношениях с органами власти (при проверках, СЭС- и прочей сертификации объекта или его части, при внесении «изменений/улучшений» в объект – разработка проекта, сметные работы, проект-менеджмент, пр.);
• cash flow-менеджмент (от имени собственника объекта), включая выставление счетов за аренду, оплату счетов за коммунальные услуги, по договорам страхования, охраны и т. п.
«В классическом варианте эти и, возможно, дополнительные услуги оказывает одна профессиональная управляющая компания, – уточняет Олег Каленский. – Но в украинской реальности чаще бывает так, что для практической реализации определенных услуг, скажем, проведение ТО и ремонтов котельной, привлеченная для эксплуатации объекта компания нанимает на субподряд фирму, специализирующуюся на том или ином типе сервиса».
По словам Виталия Кащенко, генерального директора МЛП «Чайка», востребованные на его объекте услуги включают техническое обслуживание инженерных систем, котелен, энергетических систем и центров диспетчеризации, уборку и охрану территории. «Мы охраняем периметр всей территории логистического терминала, и чтобы не создавать неудобств клиентам, это необходимо делать профессионально».
На данном этапе услугами профессиональных управляющих компаний пользуются: «Комодор», «Ист Гейт Логистик», «Копылов», «МЛП Чайка» и еще несколько специализированных комплексов.
Разумеется, для столицы европейского государства это явно недостаточно. Причина такого положения вещей заключается в том, что большинство заказчиков подобных услуг еще не совсем понимают даже саму суть facility management. Во многих странах для коммерческих объектов класса А наличие FM услуг – обязательное условие, поэтому для зарубежных компаний привлечение профессиональной управляющей компании дело само собой разумеющееся.
Зарубежные логистические компании, исходя из своего международного опыта, как правило, пользуются сервисами facility manager для обслуживания арендуемых логистических комплексов. Также международные девелоперы заключают подобные контракты после сдачи критического процента площадей объекта в аренду, особенно, если речь идет о логистических парках.